Масленица в 2012 году

Масленица приходится как раз на ту пору зимы, когда побе­да животворящих сил природы становится все ощутимее: стоят оттепели, с крыш течет капель, день подрастает все заметнее. Во мраке веков этот праздник и возник в виде тризны по умершей зиме-стуже и радост­ных игрищ в ознаменование воз­рождения светлого божества плодородия земли — весёлой раскрасавицы Лады. И шла краса­вица, озаряя Русь своим разгульным весельем, шла-ехала на поиски дремавшего где-нибудь в глубоких снегах своего воз­любленного Леля (божество, связанное благотворной для зем­ли деятельностью с месяцем ма­ем). Богатое воображение на­рода окружало красавицу Ладу веселыми и добрыми спутника­ми полубожественного, полу­смертного происхождения. Шли за веками века, и мало-помалу красавица-богиня, вестница вес­ны и любви Лада преврати­лась в Масленицу.


Языческая тризна по нена­вистной зиме-Моране была вме­сте с тем и тризной по всем «прежде почившим». Масленая неделя связана и теперь, до некоторой степени, с помино­вением родителей, что особенно ярко выражается в обычае печь в это время блины, являющие­ся необходимой принадлежно­стью поминок. «Первая отте­пель — вздохнули родители», — говаривал народ и готовился к встрече Лады — Масленицы. С приготовлением блинов на Масленицу связаны не изгладив­шиеся из памяти народной по­верья.
Так, в некоторых местностях первый испеченный масленичный блин распологают на слуховое окно — «для родителей». Ста­рые люди так и приговаривают, соблюдая обычай: «Честные на­ши родители! Вот для вашей душки блинок».


В старые годы встреча Мас­леницы совершалась торжествен­но. Начинали-починали ее ребя­та. С первым проблеском зорь­ки в понедельник высыпали они толпой строить снежные горы. Краснее всех из них говорив­ший заранее выучивал со слов старой бабки «причет к широ­кой боярыне»: «Душа ль ты, моя Масленица, перепелиные косточ­ки, бумажное твое тельце, са­харные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай к нам в гости на широк двор на горах пока­таться, в блинах поваляться, сердцем потешаться.
К концу причета блины начи­нали плясать в горшке с опарой, просясь на сковороды, а там и к православным в рот.

Встреча — в понедельник.

Вторник звался заигрышами, в этот день начинали собираться масленичные игрища. Улицы оживлялись толпами бродячих скоморохов, в изобилии чествуемых за свою потеху веселую блинами маслеными со всяким припеком, пивом да брагой. Недаром сложилось присловье старое: «Масленица-блинница — скоморошья радельница!» За скоморошьей потехой выходила утеха гуслярная в образе старцев-гусляров, сказителей и песноладцев. Устраивались-становились качели — «девичья потеха», воздвигались снежные городки. Эти городки олицетворяли собой приют чудища-зимы и в субботу на масленой неделе разбивались, для чего играющие разделялись на две партии — осаждаемых и осаждающих — и вели войну, кончавшуюся разгромом городка.

Наставала масленая середа. В этот день люд честной после разудалых заигрышей начинал вовсю лакомиться масленичными яствами: оттого-то и звалась эта середа лакомкой.

В четверг повсеместно «запивались блины» — шел самый широкий разгул, откуда и названия этого дня «разгуляй-четверток» или «широкий четверг».

Пятница слыла, да и теперь слывет под именем «тещин вечерок»: в этот день полагается зятьям навещать тещ.

Суббота называется «золовкины посиделки» (невестки зовут к себе в гости золовок). Эти два дня посвящены в народе походам по родственникам.

Воскресенье, последний день Масленицы, носит несколько имен: проводы, прощание, целовник и прощеный день; в этот день в обычае было ездить отдаривать кума с кумой.

Целую неделю пела-плясала,, ела-пила, друг к дружке в гости хаживала крещеная матушка-Русь, с гор каталась, в блинах валялась, в масле купалась. Но, «не всё же коту масленица»: восьмой день — это проводы. На проводах сжигалась зима-Морана. За околицы деревень и сел, за городские заставы вывозили-выносили безобразное чучело чудища, и, возложив на соломенный костер, сжигали под песни молодежи, делавших на месте казни поминальное чучело. Были местности, где сжигалось не чучело, а расписанное изображениями «темной силы» колесо; в иных ставили при дороге шесты с навязанными на них пучками соломы и поджигали. Предавалась пламени и ледяная гора, заваленная хворостом и соломой.

Справив все эти предписанные суеверной стариной обряды, народ расходился по домам. Здесь начиналось «прощание». Просили прощения и обоюдно прощали друг друга родные, знакомые и все первые встречные. Прощеное воскресенье (а в этот день и заговенье на Великий Пост) соединяло в себе еще и поминки по родителям.

Народные приметы устами старых, знающих людей гласят, что если в воскресенье перед масленой неделей будет ненастье, то надо летом ждать большого урожая грибов. «Какой день на масленой неделе ясный и теплый, в тот сей (по весне) и пшеницу». Это советует деревенский опыт, не изменяющий своим обязанностям даже во время широкой, веселой, семь дней потешающейся Масленицы.

 

http://rusfolklor.ru/archives/1261

http://maslenica.rudyyoungblood.ru/